Пятница, 25.07.2025, 04:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск

Опрос
Выпускники 9-ых классов! Какому заданию вы отдаёте предпочтение?
Всего ответов: 38
Облако тегов
Форма входа
Статистика сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Выступления

Социальное развитие личности через ОДО "Юный журналист"

Всем уже известно, что в настоящее время, в соответствии с изменившимися запросами общества, заказом государства, появляется потребность в новых результатах образования.

Современное образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям. Иными словами, задачей школы становится формирование компетентностей учащихся, необходимых им для будущей самостоятельной деятельности в социуме. При этом делать это только в условиях школьной классно-урочной системы достаточно сложно. Поэтому система дополнительного образования учащихся, которая создана сейчас практически в каждой школе, не должна оставаться в стороне от этой задачи. Ведь дополнительное образование имеет все возможности для того, чтобы способствовать формированию у обучающихся во внеурочное время необходимых ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, ценностно-смысловой, учебно-познавательной.

В школах действуют самые разные объединения дополнительного образования, имеющие свои цели и задачи, но все они подчинены одной общей цели: создавать условия для формирования и развития  личности, познавательных, созидательных, творческих способностей ребенка, которые обеспечивают ему возможность адаптироваться в будущем в социальной и профессиональной сфере. В нашей школе одним из таких объединений является ОДО «Юный журналист». Вовлечение учащихся в журналистику, по моему мнению, действительно решает одну из главных задач образования и воспитания – формирование социально активной личности.

Деятельность ОДО осуществляется в соответствии с разработанной сертифицированной программой «Юный журналист».     Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать ребенка себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается освоить основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества. Мы не задаемся целью подготовить выпускников именно к профессии журналиста, но формируем у них компетентности, которые помогут им реализовать себя в данной профессии или в какой-либо другой, а также при дальнейшем обучении и жизненной самореализации. Занятия в ОДО дают возможность реализоваться таким качествам школьника, как самостоятельности, ответственности за выбранное дело. Школьная газета при этом эффективно используется   как фактор развития  информационной и коммуникативной   компетентностей  ученика.

Программа ОДО рассчитана на учащихся 7-11 классов, на 1 год реализации, 2 часа в неделю.

В объединение принимаются все желающие, поэтому при приёме стараюсь узнать, на чём основано желание ребёнка работать в кружке, что он ждёт от этой работы, есть ли у него какие-либо цели.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, пресс-конференции, встречи с интересными людьми).На занятиях учащиеся  изучают основы журналистского мастерства, получают первоначальное представление о журналистской профессии, усваивают основы профессиональной культуры журналиста, осваивают навыки поиска информации в различных источниках, учатся не только собирать материал, но и систематизировать его, обрабатывать, редактировать.

Такие занятия помогают подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретение необходимых практических навыков помогут им не только в ученические годы, но и в будущем.

На каждом занятии идёт работа по  нескольким направлениям учебной деятельности.

Во-первых,  учащиеся  знакомятся с теоретическими основами журналистской  работы, получают необходимые  знания  для создания основных информационных и аналитических текстов газетных жанров.

Во-вторых, в рамках программы дети во время  практической части занятий имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для  школьной газеты «Переменка»). Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

Конечно, основной практической задачей юных журналистов является выпуск школьной газеты «Переменка».

Газета «Переменка» стала неотъемлемой частью, а точнее готовым продуктом, ОДО «Юный журналист»; она существует в школе не первый год, помогая журналистам выполнять поставленные перед ними задачи: своевременно информировать всех участников образовательного процесса, оповещать о событиях школьной жизни. Газета существует в школе не первый год, но в 2009-2010 учебном году, когда я начала руководить ОДО, она объединила вокруг себя совсем новый состав юных журналистов. К выпуску газеты приступила  команда из 26 учащихся. В основном, это были обучающиеся         8 класса, которые заинтересовались подобной работой, оказались неравнодушными к  школьной жизни.

На своем первом сборе юные журналисты определили основную цель издания «Переменка»: объективно и доступно освещать жизнь школы. Название газеты оставили прежним, а содержание решили сделать немного другим. Определили состав редакции газеты, распределили должности ( каждый из учащихся выбрал ту, которая ему по нраву), обозначили круг обязанностей. Также очень быстро образовался круг «внештатных» корреспондентов, которые стали помогать журналистам. Так теперь происходит каждый новый учебный год.

Таким образом, в настоящее время газета «Переменка» - это:

- осветитель школьных проблем, новостей и событий;

- связующее звено между всеми членами школьного общества ( учителями, учениками, родителями);

- своеобразная летопись школы, память о событиях и людях.

«Переменка» освещает все стороны беспокойной школьной жизни: от беготни на переменах до стилей одежды; журналисты пишут о замечательных людях, об их достижениях, о том, что происходит в школе и в городе.

 Все события освещаются в самых разных газетных рубриках: «Событие месяца», «Творчество юных», «Культурная жизнь школы», «Модный приговор», «Новости спорта», «Незнакомые знакомцы» и  других. Также установлено сотрудничество со школьным психологом и доктором, поэтому  в газете ведутся рубрики: «Береги здоровье смолоду» и «Советы школьного психолога».

Все остальное время юные журналисты посвящают поиску и сбору информации; они берут интервью у учителей и учащихся школы, ведут беседы, позволяющие узнать об интересных фактах жизни школы, отдельных классов и учеников; выполняют задания главного редактора, делают фоторепортажи, посещают мероприятия, о которых потом рассказывают в газете. Всей этой работой руководит главный редактор газеты, а руководитель объединения консультирует учеников, корректирует их действия, стимулирует творческую активность юных журналистов.

Взаимоотношения в ОДО строятся на следующих принципах: демократизма (уважения взглядов и интересов каждого); сочетания личного и общественного (нужно иметь то, чем ты можешь быть полезен, и нужно уметь и желать быть полезным); управления успехом (отмечать малейшие достижения и находить  способы вознаграждения за всякое успешное действие, участие, отношение, мысль); коллективной ответственности (желание взять какое–то важное или любое поручение на себя, чтобы быть полезным, значимым, признанным); сочетания традиций и инноваций; перспективных целей, личностного и коллективного роста; взаимодействия взрослых и молодежи, толерантности (уважительное отношение к человеку, к личности вообще).

Следует заметить, что к каждому выпуску газеты юные журналисты относятся очень ответственно: тщательно отбирают материал, героев будущих сюжетов,  поднимают проблемы, продумывают до мелочей дизайн издания. Школьная газета дает возможность первой публикации юным поэтам и писателям.

Газета довольно популярна среди учащихся школы. Она ценна тем, что не только информирует учеников о происходящих событиях – она дает им оценку.

Возможно, статьи юных журналистов не всегда беспристрастны и не дают сухого толкования событий, зато какому живому обсуждению подвергаются!

Можно сказать, что «Переменка» своими публикациями заставляет учащихся школы задуматься, поразмышлять над проблемой, а впоследствии – решить ее. Данное печатное издание учит не только формировать собственное мнение, но и не бояться высказывать его.

Помимо выполнения основной практической  работы (издания газеты), юные журналисты  принимают активное участие и в других сферах деятельности: они встречаются с именитыми журналистами городских печатных изданий, посещают редакции городских газет с целью получения опыта, участвуют в городских форумах молодежных СМИ, участвуют в конкурсах. Так, редакция газеты заслужила положительные отзывы журналистов городской газеты «Дзержинские ведомости», получила от них предложение о сотрудничестве, результатом чего стали публикации статей юных журналистов на страницах городской газеты (Козырева Ольга «Во имя мира»), а также на портале Дзержинск.рф (Козырева Ольга «Город, в котором я живу»; Абаренова Евгения «Город, в котором я живу»). Участники ОДО «Юный журналист» несколько лет подряд являются призерами городского конкурса редакционных активов школьных газет «Хоть газета и мала, очень много нам дала» (орг.-ДДЮТ), участниками и призерами ежегодного городского форума «Молодежные СМИ и пресс-центры» (орг.- ДПИ НГТУ им.Р.Е.Алексеева), победителями и призерами городского конкурса журналистского творчества «Дзержинск молодежный» (орг.-ДПИ НГТУ) в номинации «Школьная публикация», призерами городского конкурса печатных изданий и творческих работ юнкоров в журналистских жанрах «Мы и время» (орг.-МОУ ДОД «ЭкБЦ», победителями в номинации «Творческая работа». В 2009/2010 учебном году наше ОДО победило в городском конкурсе органов ученического самоуправления, в номинации «Мы – команда СМИ ученического самоуправления (орг.-ДДЮТ) и стало призером областного конкурса органов ученического самоуправления в этой же номинации. А в  2010 году в результате работы ОДО над проектом «Когда душа перерастает в слово…» был издан школьный альманах «Поэтическая палитра», в котором были опубликованы произведения обучающихся школы.

Таким образом, работа в ОДО «Юный журналист» готовит школьников к самостоятельной деятельности в будущем, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. Полноценная познавательная деятельность школьников, которая осуществляется в рамках работы в ОДО, выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности, которые мы, педагоги, и должны у детей формировать.

                 

Категория: Выступления | Добавил: Mudrina (12.04.2015)
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar